Зеркало Недели  On The WEB
№ 40 (465) Суббота, 18 - 24 Октября 2003 года
текущий номер  |  главная  |  содержание  |  поиск  |  разделы  |  архив  |  рейтинг  |  форум  |  гостевая  |  адрес  |  реклама Сделать стартовой страницей Добавить в избранное
Rambler's Top100
Власть
Тема недели
Право
Внутренняя политика
Социология
Military
Международная политика
Следствие
Суд
Деньги
Бюджет, Финансы
Сельское хозяйство
Нефтяной сегмент
Конфликт интересов
Зарубежная экономика
Экономика регионов
Социальная защита
Микроэкономика и бизнес
Внешнеэкономическая деятельность
Человек
Публицистика
Наука
История
Образование
Экология
Культурная политика
Искусство
Персоналии
Круг семьи
Туризм, Спорт
 
 Вебмастеру
Зеркало Недели
Человек
Образование
Статья из архива. 40 (465)
принт версия принт версия
письмо автору письмо автору
послать другу послать другу
обсудить обсудить

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: ПУТЕМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

e-mail  Владимир ЯНКОВЫЙ

Михаил Згуровский

Процесс объединения Европы, его распространение на Восток и на Балтийские страны сопровождается формированием общего образовательного и научного пространства и разработкой единых критериев и стандартов в этой сфере в масштабах всего континента. Этот процесс получил название Болонского от названия университета в итальянском городе Болонья, откуда берут начало эти инициативы. Еженедельник «ЗН» обратился к ректору Национального технического университета Украины «КПИ», академику НАН Украины Михаилу ЗГУРОВСКОМУ с просьбой ответить на ряд вопросов об этом процессе.

— Михаил Захарович, что такое Болонский процесс, каковы его основания?

— Этот интеграционный процесс в науке и образовании включает две составляющие: формирование содружества ведущих европейских университетов под эгидой документа, получившего название Великой хартии университетов, и объединение национальных систем образования и науки в европейское пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами. Главная цель этого процесса — консолидация усилий научной и просвещенской общественности и правительств европейских стран для существенного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении (например, в течение последних 15—20 лет она начала значительно уступать американской системе), а также для повышения роли этой системы в общественных преобразованиях.

— Как развивался этот процесс на уровне государств и сколько европейских стран входят в Болонское содружество?

— Болонский процесс на уровне государств был основан 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. В частности, этим документом задекларировано следующее:

— принятие общей системы сравнимых ученых степеней, в том числе через утверждение Приложения к диплому; введение во всех странах двух циклов учебы по формуле 3+2. При этом первый, бакалаврский, цикл должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух лет. Они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней;

— создание систем кредитов в соответствии с европейской системой трансфера оценок (ECTS), включая постоянную учебу;

— содействие европейскому сотрудничеству по обеспечению качества образования, разработка сравнимых критериев и методов оценки качества;

— устранение препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах определенного пространства.

Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Таким образом, к Болонскому содружеству на Пражском саммите примкнули еще четыре страны.

Главными решениями этого саммита были следующие:

— страны снова подтвердили свою позицию по целям, определенным Болонской декларацией;

— участники высоко оценили активное участие в процессе Европейской ассоциации университетов (EUA) и Национальных союзов студентов в Европе (ESIB);

— они отметили конструктивную помощь со стороны Европейской комиссии и высказали свои замечания по дальнейшему процессу с учетом различных целей Болонской декларации.

На саммите были выделены важные элементы европейского пространства высшего образования, а именно:

— постоянная учеба в течение всей жизни;

— мотивированное привлечение студентов к учебе;

— содействие повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для остальных регионов мира (включая аспекты транснационального образования).

Третий этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18—19 сентября 2003 года, где было подписано соответствующее коммюнике. Принципиально новое решение Берлинского саммита — распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени. Установлено, что в странах — участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень — «доктор философии» в соответствующих сферах знаний (естественные науки, социогуманитарные, экономические и пр.). Акцентировалось внимание на необходимости содействия европейскому измерению высшего образования. Были разработаны дополнительные модули, курсы и учебные планы с европейским содержанием, соответствующей ориентацией и организацией. Подчеркивалась важная роль высших учебных заведений в том, чтобы сделать реальностью учебу на протяжении всей жизни. Отмечалось, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности — две взаимосвязанные части общества знаний. Важно, что с учетом этих новых решений в Болонское содружество наряду с другими семью странами была принята и Россия (таким образом, в Болонский процесс сегодня входят 40 стран Европы). Ясно, что, учитывая давние традиции российского образования и науки, РФ будет непросто отказаться от многих преимуществ своей системы, например от двух докторских степеней, от Высшей аттестационной комиссии как государственного органа контроля стандарта научных степеней и прочего.

Следующий, четвертый, саммит Болонского процесса запланирован на 19—20 мая 2005 года в г. Берген (Норвегия).

— Какой, по вашему мнению, должна быть позиция Украины относительно Болонского процесса, готовы ли мы к вступлению в это содружество?

— Считаю, для стран, стремящихся к экономическому и общественному развитию и, в конце концов, вступлению в Евросоюз, альтернативы Болонскому процессу нет. Мы уже ощутимо запаздываем с этим делом. И чем больше будем тянуть с решительными шагами, тем более сложным для нас будет вступление в Болонское содружество. Если на учредительной конференции в Болонье в 1999 году к первым 29 странам почти не предъявлялись существенные требования, то уже на Пражском саммите 2001 г. к следующим четырем кандидатам на вступление они были достаточно серьезными. А восемь стран, включая Россию, вошедшие в Болонское содружество на Берлинском саммите 2003 г., вынуждены были выдержать настоящее испытание. Бесспорно, вступление в это содружество следующих стран на Бергенском саммите 2005 г. будет очень сложным.

Чтобы вступить в Болонское содружество, Украине необходимо сделать два важных шага.

Во-первых, провести основательный сравнительный анализ отечественной системы науки и образования по отношению к европейской (по Болонской модели). По результатам этого анализа определить, какие именно изменения необходимо осуществить в нашей системе науки и образования, и провести соответствующие реформы.

Думается, эти реформы уже не смогут быть «косметическими». Они должны затронуть коренные основы нашей науки и образования. Осуществляя их, мы должны будем ответить на вопрос: чему и как следует учить в современном остро конкурирующем мире? Мы не сможем избежать реальной интеграции отечественной науки и образования. В связи с необходимостью отказаться от образовательно-квалификационного уровня «специалист» возникнет потребность в создании системы послемагистерской подготовки и квалификации инженеров в условиях креативной практики, которая должна завершаться обязательным изобретением и созданием новой техники. Придется принимать нелегкие решения о системе научных степеней кандидатов и докторов наук и принципов их присуждения.

На пути этих реформ возникнет еще много сложных проблем. Но особенностью ближайшего периода времени является то, что избежать указанных преобразований уже невозможно. Поскольку, не проводя реформ или оттягивая их реализацию, наша страна будет усиливать изоляционистские явления как со стороны Европы, так и со стороны России, все больше углубляя собственный общественный и экономический кризис. Действительно, после вступления России в Болонское содружество все наши соседи, за исключением Беларуси и Молдовы, уже стали участниками европейского интеграционного процесса.

Вторым важным шагом должно стать принятие правительством страны взвешенного политического решения, которое основывалось бы на необходимости проведения указанных реформ и легло в основу решительной внешней политики государства, направленной на интеграцию отечественной системы науки и образования в европейское пространство.

— Михаил Захарович, что собой представляет другая составляющая Болонского процесса, существующая на уровне университетов, — Великая хартия университетов?

— Для развития национальных систем образования в каждой стране необходимы мощные методологические центры, роль которых должны взять на себя ведущие университеты этих стран. Эта идея легла в основу создания содружества ведущих университетов Европы, призванных выступить в роли новаторов, пионеров тех преобразований, к которым должна идти вся Европа. Поэтому Великая хартия университетов (Маgnа Сhаrtа Unіvеrsitatum) — результат предложения, с которым в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. Идею создания и подписания такого документа с энтузиазмом поддержала научная, образовательная и политическая элита Европы.

На встрече в Болонье (июнь 1987 года) делегаты из 80 европейских университетов избрали совет из восьми членов — руководителей ведущих европейских университетов и представителей Совета Европы для разработки проекта хартии, который был составлен в Барселоне в январе 1988 года. В сентябре 2001 года был создан наблюдательный совет (Observatory) Великой хартии университетов.

18 сентября 1988 года во время торжеств, посвященных 900-летию Болонского университета — альма-матер европейского высшего образования, ректоры 430 университетов в торжественной обстановке в присутствии многих представителей общественности, правительства и духовенства подписали хартию. Этот документ очерчивает фундаментальные принципы, которыми должны руководствоваться университеты, чтобы обеспечить развитие образования и инновационное движение в быстро изменяющемся мире. Целью документа было отметить важнейшие ценности университетских традиций и способствовать тесным связям между университетами Европы. Однако поскольку этот документ имеет универсальную направленность, его также могут подписывать университеты из других регионов мира.

Подписывая хартию, университеты подтверждают свою принадлежность к академическому содружеству, преодолевающему политические и социальные барьеры и формирующему принципы интеграции Европы в общество, которое всем гражданам предоставляет необходимые права и свободы, разнообразные сравнимые и адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования. Хартия еще раз подтверждает основные ценности, права и обязанности университета в качестве ключевого института общества. Действительно, если университет должен «преподавать», то есть посвятить себя определению и распространению важнейших ценностей и знаний, предоставляя обществу интеллектуальные ориентиры, он требует автономии и академической свободы, возможности исследовать и объяснять рамки присутствия человека в природе и обществе. Автономия и академическая свобода, однако, являются понятиями, которые изменялись в течение веков, приспосабливаясь к обстоятельствам, чтобы сохранить для университета возможность действовать и вести поиск истины. Изменяются эти понятия и сегодня.

— Какие украинские университеты входят в это европейское содружество университетов?

— Сегодня их четыре. Среди первых 430 основателей содружества были Харьковский им. В.Каразина и Днепропетровский государственные университеты. В сентябре нынешнего года Великую хартию университетов подписали Одесский национальный университет им. И.Мечникова и Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт».

— Что представляет собой наблюдательный совет Великой хартии университетов, каковы его задачи?

— Более чем через десять лет после подписания хартии Болонский университет и Конференция ректоров европейских университетов заявили о намерении основать наблюдательный совет Великой хартии университетов, который должен был отслеживать выполнение этих принципов в глобализированном обществе, характеризуемом рыночно обусловленной экономикой. Эта организация создана в соответствии с законами Италии, и сначала она функционировала при поддержке фундации Касса ди Риспармио в Болонье и правительства Италии. Через два года, в сентябре 2001-го, состоялась торжественная инаугурация этой организации. Наблюдательный совет призван помогать университетам занять центральное место в обществе и проявить свою ответственность за остальные учреждения, формирующие будущее Европы, правительства, компании и многие общественные организации. На основании этого обновленного понимания академических функций наблюдательный совет также следит за соблюдением принципов Великой хартии в обществе, чтобы обеспечить университетам реальную возможность для выполнения исследований, внесения предложений и инноваций в развитии и передаче знаний, в поисках истины.

Наблюдательный совет считает своей целью поддерживать университеты вместе с их Европейской ассоциацией в случаях, когда академические учреждения определяют со своими партнерами общие ориентиры, которых они должны придерживаться в будущем развитии.

— На каких направлениях университеты Европы должны сосредоточивать свои усилия в соответствии с этими ориентирами?

— Следует отметить, что европейские университеты проводят огромную и разноплановую работу, однако основных направлений можно выделить три:

1. Получать и распространять информацию об автономии университетов в странах Европы и за ее пределами относительно готовящихся или внедряющихся реформ и определять, как эти реформы влияют на общественные преобразования в отдельных странах и в Европе в целом.

2. Оценивать ситуации, когда университеты считают, что их возможности действовать, развивать и распространять новые идеи сдерживаются политической и экономической властью.

3. Предлагать темы для дискуссий по правам и обязанностям университетов в социальном, культурном и экономическом развитии, то есть выполнять общественные обязанности университетов.

В качестве примера, иллюстрирующего второе направление, могу вспомнить, как по просьбе Загребского университета и министерства образования Хорватии наблюдательный совет в 2001 году встретился с правительственными и академическими лидерами этой страны и выразил свое мнение по поводу урегулирования конфликта между органами государственной власти и руководством университета в вопросе будущей структуры высшего образования в стране.

— А как наблюдательный совет осуществляет контроль над выполнением принципов Великой хартии, как организована его работа?

— Контроль над выполнением принципов хартии наблюдательный совет осуществляет по четырем основным направлениям:

1. Проводит опросы, организовывает визиты и исследования с целью оценки поля деятельности университетов, когда они усиливают свою роль в обществе и увеличивают свой интеллектуальный вклад в быстро изменяющееся общество.

2. Дает консультации лидерам университетов и другим участникам образовательного и научного процесса на основании мониторинга функционирования университетов в обществе.

3. Поддерживает форум для обсуждения академическими, политическими, экономическими лидерами и представителями средств массовой информации роли автономии университетов и академической свободы.

4. Издает материалы о результатах своей деятельности по современному пониманию роли и обязанностей университетов.

Обеспечивают деятельность наблюдательного совета правление из пяти членов, занимающееся делами материального обеспечения, и коллегия из семи членов, осуществляющая анализ воплощения принципов хартии в современном обществе. Ежегодно (в сентябре) проводится конференция в г. Болонье по вопросам соблюдения принципов хартии университетами Европы. Правление собирается раз в год. Коллегия собирается несколько раз в год — по необходимости. Наблюдательный совет с 1988 года поддерживает регулярные контакты с 450 учреждениями, подписавшими хартию, для получения и распространения информации о развитии университетской автономии и академической свободы в Европе и за ее пределами. Кроме этого, он поддерживает связи с организациями, занимающимися правами и обязанностями университетов, такими, как Зальцбургский семинар в Австрии, Международная ассоциация университетов со штаб-квартирой ЮНЕСКО в Париже и с Советом Европы.

— Мир быстро изменяется, изменяются его мировоззренческие принципы. Как учитывает это Великая хартия университетов, как нарабатываются ее принципы и программа?

— Это осуществляется путем проведения хартией ежегодных симпозиумов, саммитов и конференций. Так, 15—16 сентября 2003 года в г. Болонье состоялась конференция «Развитие автономии университетов в сфере научных исследований». На конференциях, ежегодно проводимых наблюдательным советом Великой хартии университетов, рассматриваются вопросы способности университетов принимать независимые решения. Каждая конференция рассматривает разные аспекты управления, развития учебных планов и программ, обновления штатов, коллективного принятия решений, а в текущем году конференция была посвящена рассмотрению проблем автономии университетов в контексте научных исследований.

Несмотря на то что в течение последнего десятилетия активно обсуждается и оценивается влияние новых условий на деятельность университетов (в частности, правовых реформ, ведущих к расширению автономии в аспекте структуры управления университетами, управления человеческими ресурсами и введения новых норм учебного процесса), вопросы научных исследований в связи с университетской автономией остаются недостаточно проработанными. Дебаты по вопросам проведения научных исследований и будущего их развития активно ведутся, но они в компетенции не только университетов, когда речь идет об условиях, изменяющихся в целом в сфере научных исследований, механизмов финансирования, соотношений частного и государственного финансирования и т. д. Таким образом, попытка связать эти дискуссии с вопросом университетской автономии и исследований, иначе говоря, с ролью университетов в качестве учреждений для проведения исследований и преподавания, является непростой задачей.

— Михаил Захарович, какие ключевые вопросы были в центре внимания последней конференции, проходившей в Болонском университете 15—16 сентября?

— Здесь можно выделить ряд ключевых вопросов.

1. Определение влияния многочисленных партнерских связей на уровень автономии университетов. Вопрос университетской автономии должен рассматриваться в нескольких контекстах, чтобы понять, что формирует университетское пространство для развития общества. Определяются силы, от которых зависит, какой будет автономия университета относительно исследований и инноваций. Автономия университетов в Европейском образовательном пространстве все в большей степени становится результатом ряда переговоров и наработок с участием партнеров и организаций разного уровня — правительственных, промышленных, научных, финансовых, а также университетских. В мире все более убедительным становится мнение об определяющей роли университетов в общественном развитии, вместо вспомогательной второстепенной роли, как считалось долгое время.

2. Изучение соотношения между учебным процессом и научными исследованиями и принципами финансирования университетов. Учитывая органическую связь между исследованиями и учебным процессом, традиционно считалось, что финансирование университетов больше зависит от количества студентов, чем от выполняемых исследований. Поэтому балансирование совокупных средств в рамках университета между научными исследованиями и/или учебным процессом становится центральным вопросом практически для всех университетов Европы. При этом большая часть средств на исследования поступает из внешних источников. Университеты все чаще финансируются в результате выполнения глобальных общеевропейских проектов. В то же время подчеркивалось, что университеты не должны отдаляться от решения региональных проблем, создавая для себя дополнительные «местные» источники финансирования. Наоборот, их роль в качестве региональных учебно-научных методологических центров должна возрастать.

3. Устранение противоречий между разными сферами научной деятельности университетов. В последнее время университеты сталкиваются с процессом, который можно назвать процессом обратной дифференциации научно-учебных заведений. Так, в ХІХ и в первой половине ХХ века существовала традиционная схема «распределения исследований», по которой одни учреждения выполняли преимущественно фундаментальные исследования, другие были ориентированы на прикладные, третьи сосредоточивались на технологическом развитии. За последние десятилетия отличия между этими группами приобрели тенденцию к размыванию. Таким образом, сейчас университеты должны позиционировать одновременно в разных сферах исследований, быть готовыми конкурировать с другими университетами в разных сферах науки и технологий. В результате обратной дифференциации учебно-научных учреждений появилась дифференциация между разными группами исследователей в пределах одного учреждения. Этот процесс вынуждает переосмыслить и реорганизовать программы исследований, чтобы предотвратить риск их чрезмерной фрагментации.

4. Разработка критериев качества научных исследований, проводящихся в университетах, указывает на наличие компромисса между идеалом служения фундаментальным исследованиям и реальностью рыночных сил, влияющих на деятельность научного учреждения. В зависимости от того, на что делается упор, изменяется понимание качества научных исследований. Актуален ряд важных вопросов. Как развивались процедуры и критерии определения качества в течение последних лет? Каково влияние таких факторов, как получение источников финансирования, право интеллектуальной собственности, сотрудничество с промышленностью и участие в широкомасштабных европейских проектах, на изменения во внутренних критериях качества, принятых в академических учреждениях? Кто сыграет решающую роль в разработке конкретных стандартов качества научной работы и принимаются ли эти стандарты теми, кто делает государственную политику в этой сфере за пределами университета?

5. Определение платы за коллективную деятельность в научных исследованиях. В университетской системе организации науки значительное внимание должно уделяться вопросу уменьшения противоречий между индивидуальной формой научных исследований и необходимостью выполнения масштабных проектов путем организации больших коллективов ученых. Может ли университет объединить эти два подхода? Во многих странах разрабатываются поощрительные механизмы, стимулирующие ученых к интегрированию в крупные университетские структуры. В то же время для ученых существует риск снижения творческого потенциала и уменьшения оригинальности их идей. Некоторые страны пытаются противостоять этой тенденции. Так, в Германии была введена новая должность «младшего профессора», ориентированная на индивидуальную научную деятельность. То есть эта проблема исследуется и разработка оптимальных организационных форм и рекомендаций еще впереди.

6. Патентование новых идей и знаний. Проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью, становятся сейчас главными при определении масштабов университетской автономии. Кто является владельцем права на интеллектуальную собственность — университет или ученый? Как должны передаваться полученные знания потенциальному пользователю? Какова правовая и социальная ответственность в этих вопросах для исследователя и для учреждения в целом? Какой статус предоставляет владение патентами отдельному исследователю и/или учреждению? Это лишь несколько вопросов, в которые должна быть внесена ясность при определении пределов автономии учебно-научного учреждения. Вопрос еще больше усложняется в связи с тем, что очень часто перед университетами возникает необходимость использования патентов других исследователей и научных учреждений для выполнения важных проектов.

Присоединение университетов Украины к Великой хартии университетов свидетельствует о нашем стремлении к творческой коллективной деятельности в мировом университетском сообществе. Определив для себя приоритеты, наши университеты должны взять на себя обязательства совершать последовательные шаги, направленные на общественный прогресс как нашей страны, так и Европы и мира в целом.

принт версия принт версия
письмо автору письмо автору
послать другу послать другу
обсудить обсудить

Комментарии (1)
 Alex  18.10.2003 08:38 
  Сообщение в форум

Читайте в разделе "Образование"

"«КУПЛЕННЫЕ ЛОТЫ ОТОВАРИВАЛИ… ОЦЕНКАМИ»"  Лидия СУРЖИК  Анатолий ЕРЕМЕНКО 
№ 4 (479) Суббота, 31 Января - 6 Февраля 2004 года
"НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ — КРИТИКОВ НАЙДЕШЬ, НАПРАВО ПОЙДЕШЬ — ДЕНЕГ НЕ НАСКРЕБЕШЬ..."  Павел ХОБЗЕЙ 
№ 4 (479) Суббота, 31 Января - 6 Февраля 2004 года
"КУБОК ВРУЧИЛА ЦАРИЦА НАУК"  Валентина ГАТАШ 
№ 3 (478) Суббота, 24 - 30 Января 2004 года
"КРЕМЕНЬ КАМЕНЬ ТОЧИТ?"  Павлина СЕМИВОЛОС 
№ 3 (478) Суббота, 24 - 30 Января 2004 года
"«ДАМЫ И ГОСПОДА, МАРС!» — «ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ»"  Георгий КОВАЛЬЧУК 
№ 3 (478) Суббота, 24 - 30 Января 2004 года
"«СКОЛЬЗКИЕ» ПРАЗДНИКИ, «РАСЩЕПЛЕННЫЕ» НЕДЕЛИ"  Александр СМИРНОВ 
№ 3 (478) Суббота, 24 - 30 Января 2004 года
"ПОД ОПТИЧЕСКИМ ПРИЦЕЛОМ"  Лидия СУРЖИК 
№ 2 (477) Суббота, 17 - 23 Января 2004 года
"ХОЧЕШЬ «ПЯТЕРКУ»? ГОНИ НАЛИЧКУ!"  Анатолий ЕРЕМЕНКО 
№ 2 (477) Суббота, 17 - 23 Января 2004 года
"ПЛОХО УЧИМ? БУДЕМ УЧИТЬ ЕЩЕ ХУЖЕ"  Павел ХОБЗЕЙ 
№ 2 (477) Суббота, 17 - 23 Января 2004 года
"ОКОШКО В ПОЛНОЦЕННУЮ ЖИЗНЬ"  Нина ПЕРСТНЕВА 
№ 2 (477) Суббота, 17 - 23 Января 2004 года
"ДОНЕЦКОЕ НОУ-ХАУ — «ШКОЛА С УКРАИНОЯЗЫЧНЫМ СТАТУСОМ»"  Анатолий ЕРЕМЕНКО 
№ 1 (476) Суббота, 10 - 16 Января 2004 года
"НА ПУТИ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО"  Ирина МАРЦИНКОВСКАЯ 
№ 1 (476) Суббота, 10 - 16 Января 2004 года
"МЕХАНИЧЕСКИЕ ДИНОЗАВРЫ — ГОСТИ КИЕВА"  Виктория СОРОКОПУД 
№ 1 (476) Суббота, 10 - 16 Января 2004 года
"ПЕТР ТАЛАНЧУК: «ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА»"  Петр ЧЕЧЕЛЮК 
№ 49 (474) Суббота, 20 - 26 Декабря 2003 года
"СТАРШЕКЛАССНИК В ПРОФИЛЬ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ «КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»"  Оксана ПАВЛЕНКО 
№ 49 (474) Суббота, 20 - 26 Декабря 2003 года
"ЕСЛИ ВПЕРЕДИ СЛАВ СЛАВИЧ"  Тамила КОСТЮК 
№ 49 (474) Суббота, 20 - 26 Декабря 2003 года
"ВВЕДЕНИЕ В ГЕНЕТИКУ. ДЕСЯТИЛЕТИЯ СПУСТЯ"  Лидия ПОДОЛЯН 
№ 49 (474) Суббота, 20 - 26 Декабря 2003 года
"РЕКТОРСКИЙ «ПОДЪЕМ С ПЕРЕВОРОТОМ»"  Татьяна ПАРХОМЧУК 
№ 48 (473) Суббота, 13 - 19 Декабря 2003 года
"БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: СБЛИЖЕНИЕ, А НЕ УНИФИКАЦИЯ"  Василий КРЕМЕНЬ 
№ 48 (473) Суббота, 13 - 19 Декабря 2003 года
"«НАШОГО ЦВІТУ ВЖЕ НЕ ПО ВСЬОМУ СВІТУ»"  Павлина СЕМИВОЛОС 
№ 47 (472) Суббота, 6 - 12 Декабря 2003 года
 
текущий номер  |  главная  |  содержание  |  поиск  |  разделы  |  архив  |  рейтинг  |  форум  |  гостевая  |  адрес  |  реклама  |  комикс
 
Сделать стартовой страницей Добавить в избранное
 
©2004 "Зеркало Недели". Все права защищены.
©2004 "Community8". Программирование & Дизайн
bigmir)net TOP 100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования